Повышаем юзабилити, меняя структуру сайта
6 мин.
В вопросах поднятия SEO-позиций интернет-ресурса мелочей нет. Каждый параметр, каждое действие так или иначе влияют на суммарный показатель юзабилити. Хотя со 100% уверенностью не знаем алгоритма оценки сайта поисковыми ботами Яндекса и Google, но понятие о современных закономерностях в наличии.
Рядовые пользователи сети, да и владельцы интернет-бизнеса, кто «не в теме», считают, что юзабилити складывается из «красивой картинки», продвинутого функционала и закупки ссылок для поднятия позиций в продвижении. На деле ситуация на порядок сложнее.
Создать дизайнерски-оправданное решение, подходящее бизнесу, и наполнить его передовыми техническими решениями — это плюс. Но функциональность складывается также и из удобства использования. В этом вопросе значимое влияние у структуры сайта.
Разберем конкретно, какие моменты структуры интернет-ресурса требуются для получения позитивной оценки пользователями и поисковыми ботами.
Наличие структуры
Хотя кажется банальным, но не на каждом интернет-ресурсе структура в наличии. Ряд владельцев бизнеса недоумевают, как структура может отсутствовать, если при работе с CMS страницы же размещаются, а значит, структурированы. Это так в технической части, но логичность в публичном отображении не менее важна.
Наличие структурированности позволяет поисковому боту не тратить время на перебор значимых и нет страниц подряд. В итоге страницы индексируются по уменьшению значимости, поэтому главная информация остается актуальной.
Люди также при взаимодействии с логичной структурой проводят времени на интернет-ресурсе больше на 30–40%, изучая информацию, а не случайно пару раз кликая по страницам и покидая сайт. Таким образом, повышается показатель пользовательской активности, что тоже отражается в росте юзабилити и поискового рейтинга.
Перед созданием структуры интернет-ресурса выполняют анализ планируемого объема сайта, количество контента, а также главные элементы навигации. Интуитивно понятно, что лэндинг и полноценный интернет-магазин прорабатываются по-разному.
Собрав предварительную информацию или проанализировав имеющееся, структуру создают по одному из алгоритмов:
- линейная — каждая страница следует за другой единой «линией»;
- древовидная — главная страница становится «корнем», от которой иные страницы отходят «ветками» и «листьями»;
- блочная — каждая страница такого сайта позволяет перейти на любую иную (подходит только для малых интернет-ресурсов).
Выбор владельца бизнеса не обязательно ограничен одним вариантом типа структуры. Масштабные интернет-ресурсы регулярно совмещают ряд видов структур, но разграничивают, где и как. Кроме того, при работе с различными устройствами структура также допускает изменения, ведь то, что подходит для браузера персонального компьютера на мобильном гаджете неудобно.
Кроме того, следите за глубиной получившейся вложенности. Статистика показывает, что для большинства интернет-ресурсов достает 2–3 уровней. В отдельных масштабных интернет-магазинах этот параметр повышают до 5–6. Большая «глубина» страниц по структуре негативно воспринимается, что пользователями, что поисковыми ботами.
Структура URL
Для юзабилити требуется не только, чтобы каждая страница занимала заданное место в структуре интернет-ресурса, но и URL страниц выглядел соответствующе. Конечно, не каждый сайт обязан иметь человекопонятные адреса страниц (ЧПУ), но использование слишком длинных вариантов, динамическое формирование URL в массе страниц, отсутствие привязки адреса к смыслу — опосредованно, но значимо снижают юзабилити.
Для формирования корректной структуры URL рекомендуют:
- пользоваться механизмом ЧПУ;
- разделять URL на логичные части по разделам и подразделам;
- отдавать преимущество буквам перед цифрами, не использовать символы;
- добавлять в URL ключевые слова и проч.
Использование этих методов не только повышает юзабилити интернет-ресурса, но и положительно влияет на SEO-продвижение. Ведь «красивые» адреса в рекламных кампаниях показывают большую продуктивность.
Добавление файла sitemap
Наличие структуры в техническом плане отображается в наличии корректной иерархии страниц и их взаимосвязей определенного вида. Если эту информацию преподнести поисковому боту, то продуктивность индексирования повышается, а затраченное время уменьшается.
Чтобы подобного добиться на сайте, в корневой папке размещают специализированный файл sitemap.xml. В нем отображена структура, параметры взаимодействия и приоритетность страниц. Поисковый бот, таким образом, в первую очередь обрабатывает главное, важное для развития и продвижения и только при остатке времени занимается неприоритетными страницами.
Создать такой файл получается или вручную (для малых интернет-ресурсов), или с использование возможностей передовых CMS. Далее соответствующую информацию помещают в системный файл robot.txt и задачу считают выполненной.
Отсутствие дубль-страниц
Если интернет-ресурс содержит страницы, информация на которых частично или полностью повторяется, то поисковый бот автоматически снижает поисковый рейтинг. Наличие структуры позволяет выявить номинальное наличие таких страниц. Ведь дубли в контенте проявляются только при просмотре страниц, но заголовок, подозрительно схожие URL и проч. информацию уже видно.
Заметив страницы дубли, определите причину возникновения и удалите повтор. Также отрабатывают ситуации, чтобы на будущее избегать подобного. Ведь если страница задублировать из-за человеческого фактора, то это пара-тройка страниц, которые легко удаляются. При этом если проблемы при формировании через CMS или в наличии некорректное образование в динамических URL, то и решение нужно комплексное.
Если в наличии малый сайт, то нахождение и исправление легко исполнить даже в ручном режиме. Для масштабных интернет-ресурсов в наличии специализированные сервисы, отслеживающие появление дублей в структуре и контенте. Не пренебрегайте подобной процедурой, чтобы не получить снижение юзабилити.
Баланс перекрестных ссылок
Наличие структуры сайта позволяет организовать на сайте перекрестную перелинковку между страницами. Если в структуре масштабного сайта отображены лишь ссылки на категории или подразделы блога, то юзабилити проседает.
Наличие возможности перемещать и находить не глобальные ссылки, а конкретные страницы облегчает поиск для пользователей и перемещение для поисковых ботов. Кроме того, для юзабилити проще выявить и отметить страницы релевантного контента и настроить перекрестные ссылки между страницами подходящей тематики. В итоге повышаются охваты и поддержание пользовательского интереса.
Лайфхаком для организации перекрестных ссылок становится их организация за счет контента разного типа. В одном месте кнопка, в другом — текст, в третьем — картинка и проч. Это разнообразие также повышает интерес и рейтинг.
Избегайте также чрезмерного количества внутренних ссылок. В наличии прецеденты, когда поисковый бот такую ситуацию расценивал, как размещение спам-информации.
Настраиваем «хлебные крошки»
В организации структуры ничто так не помогает пользователям, да и ботам, как алгоритм навигации по иерархии страниц, т. н. «хлебные крошки».
Как правило, корректные элементы подобного типа отражают путь до страницы в разделах и подразделах сайта. Однако если ссылки «прыгают» между подразделами хаотично, отображают подразделы, которые не относятся к товару и проч., то юзабилити падает. Поисковые боты такой путанице по умолчанию выставляют низкий рейтинг.
Как правило, справиться с подобной проблемой удается использованием стандартных механизмов большинства CMS и отказов от кастомных решений. Современные методы создания сайтов автоматически генерируют корректные «хлебные крошки», главное — технически им не мешать.
Устраняем «битые» ссылки
Наличие «битых» ссылок на интернет-ресурсах — негативно для репутации. Если же такое явление замечено из структуры сайта, то ситуация еще более плачевная. Это указание на то, что технически с сайтом проблемы. Как правило, удаление страниц автоматически убирает их из структуры и индексирования. Таким образом, пользователи реже видят ошибку 404, а поисковые боты не снижают по этому поводу рейтинг.
Отслеживайте возникновение «битых» ссылок через специализированные плагины и утилиты, удаляйте и профилактируйте. Также возможен вариант настройки перенаправлений с кодом 301 и 302, но не увлекайтесь чрезмерно подобным способом, т. к. это замедляет работу и в массе также страдает юзабилити.
Заключение
Структура интернет-ресурса — ощутимый параметр при формировании юзабилити. Проработав алгоритм создания и изменения параметров страниц, отслеживая работу в текущем времени и своевременно устраняя ошибки, получаете высокий поисковый рейтинг сайта, что сказывается в позитивном ключе на развитии бизнеса.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс создает и контролирует корректность структуры сайтов наших клиентов. Понятная структура — залог простоты при работе с интернет-ресурсом и его индексации, что позитивно для SEO.
С нами ваш сайт будет понятен каждому!