Трендвотчинг - способ развития бизнеса
6,5 мин.
Представим ситуацию, что маркетолог подробно изучает компанию, взаимодействует с владельцем бизнеса, опирается на собственный опыт и создает продуманную стратегию развития и продвижения организации, но на этапе внедрения отдача минимальна. Результаты ухудшаются с течением времени, а бизнес приходит в упадок.
К сожалению, подобные ситуации происходят, ведь не учтен такой фактор, как трендовость (следование модным тенденциям). Причем тренды рассматриваются не только в текущей области бизнеса, но и иные популярные направления, привлекающие людей в текущее время. Без подобных исследований и внедрений бизнес со 100% вероятностью проиграет конкурентную гонку и не получит отдачи, даже при следовании продуктивной стратегии продвижения.
Таким образом, каждый маркетолог обязан заниматься трендвотчингом и использовать полученные сведения для корректировки текущих действий по развитию бизнеса.
Термины и определения
Трендвотчинг (англ. «Trend watching» — «Следящий за трендами») — это процесс отслеживания модных тенденций в социальной и потребительской сферах, также сочетающий элементы оценки, анализа и прогнозирования будущих действий.
Изучая и анализируя отражения сознаний и желаний людей, появляющихся и «заходящих» новинок и приемов, получаете продуктивную информационную базу, которая становится «плацдармом» для продвижения. Конечно, важно еще и правильно спланировать и спрогнозировать действия и изменчивость трендов, но это профессиональные качества продуктивного маркетолога.
Классификация трендов
Модные тенденции обширны и разноплановы. Анализировать по каждому направлению параллельно — утопично. Поэтому маркетологи для облегчения работы классифицируют протекающие процессы и учитывают последовательно по охватываемости и влиянию на людей, а далее выбирают подходящее для текущей области бизнеса.
Первый способ разделения тенденций — по продолжительности. Ведь в наличии как процессы, популярные считанные дни, так и привлекающие годами. Итак, по продолжительности подразделяют на:
- Краткосрочные.
Тренды-«однодневки». Существование в среднем длится от недели до 2 месяцев. Под них бессмысленно рассчитывать кампанию по продвижению. Важен «момент», вирусный эффект, скорая реакция, пока не пропала популярность. Показательные примеры — челленджи, возникающие в социальных сетях. - Микротренды.
Это тренды, обретающие текущую популярность и постепенно переходящие в постоянное использование с отсутствием удивления. Например, микротрендами в создании сайтов стали варианты подключения на интернет-ресурсах чат-ботов. Если попасть до того, как оснастятся массы, то тренд использован в плюс. - Макротренды.
Это тенденции, которые растягиваются на период от года и более. Например, экономический кризис. У маркетологов в наличии масса времени учесть и встроить в стратегию развития. - Мегатренды.
К ним относят действия и события, которые захватывают единовременно каждую сферу жизни человека. Например, глобальное потепление и попытки борьбы с ним. Макротренды характеризуются волнообразным течением популярности. Протекают постоянно, но отдельные события способны «всколыхнуть общественность».
Иной способ классификации модных тенденций — по смысловому направлению. В этом случае выявляют закономерности, которые затронут конкретный бизнес и в какой степени.
- Тенденции социума.
К ним относят тенценции, учитывающие взаимодействие между людьми, культурные течения, психологические практики и проч. Пример: мода на саморазвитие вслед за медийными личностями. - Тенденции науки и техники.
Это тенденции, охватывающие области появления и внедрения инноваций. Пример: внедрение технологий искусственного интеллекта в создание изображений. - Тенденции финансовой сферы.
Так как речь ведем о бизнесе, то логично, что финансовые и иные экономические изменения оказывают ощутимое влияние. Модных тенденций в этом отношении масса, причем с варьированием степени влияния. Выделить конкретный пример в этом случае не удается, так как речь идет про адаптацию к рыночным условиям. - Тенденции политики.
Этот, как и предыдущий вариант, ощутимо влияет на бизнес. Ведь следование политическим правилам и законам — основа для существования бизнеса. Не отслеживание подобных трендов не только приведет к деградации и упадку, но и способно мгновенно причинить ущерб. - Тенденции экологии.
Неоднозначный вид трендов. Регулярно ситуативны и зависят от того, что «подсвечивают» популярные медийные личности. В последние года появилась направленность к росту внимания не только тому, что «здесь и сейчас», но и к разработке концепций для сохранения условий существования и планеты.
Приемы и действия
Когда внедряют трендвотчинг в концепцию развития бизнеса, маркетологи в обязательном порядке учитывают, что изучать тенденции приходится постоянно. В первую очередь отслеживают новости и изменения в текущей области бизнеса, прямых и косвенных конкурентов. Далее переключают внимание на смежные и затрагиваемые области бизнеса, следом отмечают «жизнь» социальной сферы, а также интересы представителей целевой аудитории. Каждое из отмеченных явлений классифицируют по указанным выше параметрам и проставляют степень влияния и важности в конкретный момент.
Отдельное внимание уделяют анализу и контролю конкурентов. Это на порядок упрощают работу по выявлению текущих тенденций. Хотя не каждое нововведение подойдет конкретной компании, но «направление движения» помогает в борьбе. Кроме того, анализируя рынок и социальную сферу самостоятельно, в виду ощутимого массива информации рискуете пропустить отдельные тренды. Конкуренты же «покажут», если подобное произошло.
Несмотря на то, что регулярно упоминаем отслеживание новостей, как главный источник, но это не значит, что речь идет о конкретных новостных каналах. На них регулярно отслеживаются мега- и макротренды. В остальном главным источником сведений становятся социальные сети, иные площадки в сети Интернет, профессиональная литература и проч.
Для получения конкретных сведений используют стандартные социологические опросы и работу с фокус-группами. Ведь никто лучше представителей целевой аудитории не расскажет, на что конкретно обращают внимание.
Помимо этого не пренебрегайте изучением опросов и статистики, собираемой разнообразными тематическими площадками и ресурсами. Это становится источником сведений, которые собрать компании или конкретному сотруднику самостоятельно и при ограниченном бюджете не получится.
Отдельные ситуации подразумевают, что одному человеку выявить и проанализировать полный массив сведений утопично. Для этого важен диалог или даже работа в команде в виде «мозгового» штурма. Как конкуренты иногда отмечают незамеченное сотрудниками организации, так и командная работа повышает показатель примечаемости. То, что один пропустит, другой отметит, как основное, ведь мозг у каждого человека мыслит по-разному.
Область применения
Предположим, что выявили массу трендов, которые интересны клиентам компании и полезны для самого бизнеса. Однако это пока только информация. Важен еще прикладной аспект и непосредственное внедрение. В это направлении трендвотчинг работает над:
- изменением маркетинговой стратегии;
- созданием новой и доработкой текущей продукции организации;
- вкладом в репутацию.
В первую очередь следование модным тенденциям затрагивает этап построения и реализации стратегии продвижения и иных маркетинговых кампаний. Ведь основа рекламы — привлечение внимания. Тренды для этого подойдут в ощутимой степени. Причем применимость определяется не только в наполнении рекламных кампаний, но и в том, по каким каналам передавать эту рекламу, в каком формате и проч.
Тенденции также позволяют понять направление улучшения товаров и услуг компании. Причем это могут быть как кратковременные внедрения в ассортимент, так и ощутимые изменения. Например, во времени популярности поп-ит (pop-it) компании, продающие смартфоны и товары для них, делали выручку на чехлах с пупырками. Глобальные тренды экологического характера, позволяют вводить в ассортимент подходящую линейку продуктов и указание, что компания заботиться о будущем.
Если организация учитывает модные тенденции, социальную и экономическую политику, заботится о глобальных вопросах, то это прямой вклад в становление репутации и укрепление позиций бренда на рынке. В этом отношении главное не «распыляться» и действовать хоть и в рамках трендов, но последовательно.
Резюме
Трендвотчинг — продуктивный механизм для улучшения бизнеса. Анализируя тренды и внедряя подходящие в маркетинговые стратегии, получаете стабильный источник для развития компании и повышения популярности у целевой аудитории.
Только не стремитесь охватить полный спектр трендов и тем более каждый внедрить. Продуктивно завести файл или «дневник», в котором будете отмечать каждую обнаруженную модную тенденцию, но отдельно выделяйте продуктивные для конкретных действий. В целом же стремление охватить все — это негативно, потому что утопично. Выберите главные направления, которые уже зарекомендовали себя для конкретного бизнеса и отдайте преимущество им. Например, для одних компаний важнее технологические тренды, а другим — социальные и т. д.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс при построении маркетинговых стратегий и работе с интернет-ресурсами наших клиентов в обязательном порядке использует механизмы трендвотчинга. Ведь это позволяет избегать устаревания приемов и технологических решений, делать кампании по продвижению и сайты продуктивнее и привлекательнее для пользователей. Это в итоге позитивно сказываться на бизнесе наших клиентов.
С нами продуктивные тренды не обойдут вас стороной!