Суеверия и маркетинг: извлекаем пользу из заблуждений
4 мин.
Маркетологи регулярно выискивают способы привлечения новых клиентов, повышения внимания и напоминания о компании «старым». На это по сути направлена каждая рекламная кампания. Даже когда привычные приемы применяют и включают в стратегию продвижения, изыскания не останавливаются.
Разберем иной подход и обратим внимание на такое явление, как суеверия. Психологи утверждают, что суеверные наклонности проявляются в каждом втором человеке. Одни плюют через левое плечо при встрече с кошкой, другие — не начинают дел в пятницу тринадцатого, третьи — хранят «удачные» безделушки, четвертые — стучат по дереву и проч. Вариаций масса, причем даже на глобальном уровне. Ведь даже при спуске нового корабля о борт на удачу разбивают бутылку шампанского, а перед космическим полетом у русских космонавтов тоже имеется интересная традиция.
Если в наличии такая приверженность иррациональным действиям и установкам, то это получится применить и в маркетинговых кампаниях. Главное придумать как.
Термины и определения
Суеверие — это предрассудок, попытка выявить несуществующие закономерности и следование выявленным причинно-следственным связям, даже при отсутствии доказательств их адекватности.
Интересный факт: современные люди считают суеверия пережитками прошлого и отличительными чертами «дремучих предков». Тем не менее неукоснительно следуют минимум одному-двум таким «стереотипам». Ведь «присесть на дорожку» или на всякий случай «поплевать» не занимает массы времени и регулярно делается неосознанно в силу привычки.
Так же замечено, что в период стресса и потрясений суеверия обретают больший размах. Обратим внимание, как активно применяют талисманы или оберегающие действия в военные времена, как при попадании в катастрофу выполняют иррациональные действия «на удачу». В период перестройки в нашей стране расплодились экстрасенсы и гуру, которые «точно знали», что «заряженная вода» спасет в каждом случае.
Психологи объясняют это тем, что суеверные действия дают человеку ощущение контроля над ситуацией и рост доли уверенности в будущем.
В более масштабном плане для человека это проявление гиперболизированного инстинкта самосохранения в области психики. Конечно, когда это была реакция на подозрительные шорохи травы или незнакомые растения — это было актуально, но в информационный век иррациональность берет верх над практичностью.
В настоящее время в экономическом плане регулярно предпринимаются суеверные попытки «покупки кармы». Человек, желая повысить собственную удачу, унять волнение или получить желаемое, например, участвует в благотворительности или ради этих целей принимает аскезы. Хотя не каждый совершает подобные действия из корыстных целей, но в большинстве случаев согласно статистике преобладает как раз суеверная составляющая.
Применение маркетинге
Попытки «инвестирования в карму» в маркетинговых стратегиях находят выражение в том, что действия компании направляют на удовлетворение самолюбия клиентов. Конечно, это не личностные методы, а направленные на узкие группы целевой аудитории. Тем не менее, подход к конкретным приемам избирательный и творческий.
Причем регулярно суеверное выражение в маркетинге склоняется к варианту «плюсика в карму». Сервис, товары и проч. приемы якобы демонстрируют «комплимент» клиенту, как самому умному, прозорливому и проч.
Продуктивный контент в этом случае смещает акценты с продукта или компании на клиента. Заголовки и содержание также выстраивают согласно этому формату. Статистика подтверждает, что прием срабатывает в 60% случаев при качественной предварительной проработке целевой аудитории, ее привычек и интересов.
К подобному формату относят:
- Истории из жизни.
Это пример «личного» контента, который цепляет посетителей персонолизированностью. Рассказывая собственную историю, вариант успеха или радости, кажется, что автор делится своим секретом, конкретной причинно-следственной связью событий. Читатели суеверно следуют предложенным путем. - Экспертные обзоры.
Это сочетание личной истории и описание товара или услуги компании. Подходят даже не пространные описания, а конкретные комментарии. Авторитет эксперта поддержит суеверия в том, что это правильный выбор. Кроме того, в технологическом плане если удается добавить ссылку на эксперта, а заодно и противоположную с его стороны, повышается цитируемость для организации. Это тоже плюс в маркетинговом плане. - Магия чисел.
Люди любят цифры. Во-первых, их проще и быстрее читать. Во-вторых, это создает ощущение краткости информации, текста по существу и без лишней «воды». Психологически, видя перед собой «5 правил успеха», «7 способов улучшить жизнь», «10 способов применения жира бобра», человек ощущает желание прочитать хотя бы из интереса «А вдруг сработает?» - Ответ на экономические и политические проблемы.
В подобных публикациях регулярно броский только заголовок. Принцип его действия на людей основан как раз на желании контролировать смущающую реальность. В тексте публикаций указанная тема не в каждом случае раскрывается, но главный эффект достигнут — пользователи проявили активность, желая найти конкретный путь.
Резюме
Творческий подход в маркетинге необходим. Привычные и проверенные методы работают, но постепенно снижают продуктивность. Поиск нового, хотя бы временного, для переключения внимания и всплеска клиентского интереса — типичная практика на долгой дистанции.
Упор на суеверия и выстраивание иррациональных причинно-следственных связей — подход, доказавший продуктивность особенно в условиях нестабильности. Люды пытаются контролировать жизнь и получать подтверждения контроля, выискивая связи там, где их даже нет.
Профессиональный маркетолог не только умело использует эти механизмы психики пользователей, но и инициирует подобное, сея убеждения и предрассудки в умах лидов. Если бы это не работало, то «истории успеха» вряд ли бы так продуктивно привлекали людей уже десятки, а то и сотни лет.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс обращает внимание, что в области маркетинга продуктивностью обладают не только новые приемы, но и доказанные закономерности. Суеверия в той или иной манере выкристаллизуются в веках, а значит, нет причин современно не интегрировать их в маркетинговые кампании.
С нами вы всегда будете интересны людям!