Битые ссылки: проблемы и способы обнаружения
5,5 мин.
Каждый интернет-ресурс содержит некоторое количество ссылочной информации. Причем ссылки ведут, как внутрь текущего сайта, так и за его пределы. Однако регулярно возникают ситуации, когда посетитель нажимает на ссылку, а в ответ видит ошибку 404 или сообщение «Страница не найдена». Как раз это пример битой ссылки.
Битая ссылка — это указание перенаправления на url иной страницы текущего или стороннего интернет-ресурса, которое не дает смыслового результата.
При этом внутренняя битая ссылка при учете влияния на поисковый рейтинг интернет-ресурса на порядок хуже, чем внешняя. Ведь отследить, что происходит на сторонних ресурсах сложно, да и не в 100% случаев осмысленно. Проблемы возникают, если таких ссылок становится много.
Внутренние битые ссылки — урон для репутации. Каким клиентам приятно сотрудничать с компанией, которая не проверяет собственную ссылочную базу — единицам, которые не обращают внимание. В остальных случаях возникают раздражение и массовый уход.
Причины возникновения
Битые ссылки возникают по ряду причин, как зависящих от специалиста, наполняющего интернет-ресурс, так и нет.
Банальная ошибка
При размещении ссылки в атрибуте HTML-кода href возникают ситуации некорректного ввода или опечатки. Причем это происходит и в автоматическом режиме проставления ссылок, и в ручном.
Например, работающий код неверной настроен, или человек не заметил, что скопировал url не полностью. Высокая частота у ситуаций, когда в самом пути ссылки ошибки нет, но при этом отсутствует слеш в конце.
Смена имени домена
Если интернет-ресурс меняет собственное доменное имя, то действующие ссылки автоматически теряют адресность.
Для избегания ошибок подобного рода опытные контент-менеджеры при проставлении ссылок изначально не указывают доменное имя текущего интернет-ресурса, а начинают сразу со слеша перед кодом первой значимой страницы. Это своеобразный лайфхак.
Профессиональные веб-программисты же при глобальных переносах по умолчанию проводят процедуру перенаправления по коду 301, что позволяет растянуть переходный период по замене ссылок без потери поискового рейтинга.
Главное: перед масштабными изменениями убедитесь в наличии свежего бекапа интернет-ресурса. При неблагоприятном стечении обстоятельств это поможет в короткие сроки восстановить уровень работоспособности.
Физическое удаление страниц
Ряд владельцев интернет-магазинов считают, что для сохранения оптимального кода и внешнего вида интернет-ресурса предпочтительно страницы с закончившимися или временно недоступными товарами удалять. Это негативная практика.
Во-первых, чем длительней срок существования страницы, тем выше поисковый вес. Во-вторых, промоакции и рекламные кампании регулярно ссылаются на конкретные товары. Поэтому, практикуя политику удаления, по умолчанию приведете к массовому накоплению битых ссылок.
Проблемы для сайтов
Кажется, что наличие битых ссылок — процесс естественный, а значит, нет смысла остро реагировать. Заблуждение ошибочное по ряду причин.
Ухудшение репутации
Клиенты не любят, когда заинтересовавшись товаром или информацией при переходе попадают на несуществующую страницу. Один раз простят, но два и более — повод для раздражения, разочарования и отказа от сотрудничества. В итоге теряете клиентскую базу и прибыль.
Ухудшение поведенческих показателей
Для рейтинга, выставляемого поисковыми ботами, важные параметры — «Время нахождения на сайте» и «Закрытие или отказ от взаимодействия». Чем больше битых ссылок и выше раздражение клиентов, тем меньше времени будут проводить на интернет-ресурсе и чаще покидать его. В итоге рейтинг автоматически снижается.
Потеря ссылочной базы
Еще один параметр, влияющий на поисковый рейтинг интернет-ресурса, — вес ссылочной базы. Каждая ссылка — это малый вклад, «капли», из которых складывается «море». Битая ссылка характеризуется нулевым весом. Значит, каждая возникающая не только не дает прироста ссылочной базы, но и вызывает падение этого показателя и рейтинга в итоге.
Падение скорости индексации
Для развития интернет-ресурса центральным параметром считают скорость индексирования. К примеру: вносите на интернет-ресурсе изменения, настраиваете рекламную кампанию под новые ключевые слова и заголовки, но пока поисковый бот не зайдет и не проиндексирует, то ждать отдачи не стоит.
Конкретных сроков или периодичности у этого процесса нет. Однако если бот начинает работу с сайтом, но проходит по массе битых ссылок, то по сути тратит время на пустое занятие. В итоге количество проверок и запросов на интернет-ресурсе израсходовано, а значимые страницы регулярно не дообновлены. В итоге рейтинг изменится в негативную сторону, а позитивные цели не достигнуты, даже в малом объеме.
Способы обнаружения
Битых ссылок особенно на крупных интернет-ресурсах или при значительных изменениях возникает масса. Регулярно отследить и найти физически человеку не представляется возможным. Поэтому профессионалы используют специализированные сервисы и утилиты, позволяющие автоматизировать процесс массового выявления.
В наличии следующие механизмы:
- Яндекс. Вебмастер — сервис Яндекса, который позволяет провести диагностику интернет-ресурса и выделить страницы с ошибкой 404;
- Google Search Console — инструмент компании Google, также с легкостью выявляющий проблему 404;
- Google Analytics — это инструмент подходит условно, т. к. основная функция иная. Однако каждая 404-я страница на интернет-ресурсе характеризуется одинаковым заголовком, который инструмент и выявляет при необходимости;
- Netpeak Spider — инструмент для SEO-анализа интернет-ресурса, который позволяет без труда сформировать полноценный отчет о наличии битых ссылок;
- Ahrefs — сервис поисковой оптимизации, в функционал которого также заложена функция поиска и вывода отчета по наличию битых ссылок и иные.
Программ масса. В наличии даже специализированные утилиты для браузеров. Поэтому чаще всего специалист выбирает не конкретный, а удобный для собственной работы вариант.
Устранение
Обнаружение битых ссылок — первый этап на пути к восстановлению рейтинга и привлекательности интернет-ресурса. В наличии три стандартных подхода, применяющихся в зависимости от объема поврежденной ссылочной базы.
Однако в каждом случае работу со списком битых ссылок следует начинать с анализа и выявления закономерности и причин возникновения. Если закономерность обнаружена, то появляются варианты массового устранения. Кроме того, некоторые ссылки находятся на критически важных страницах интернет-ресурса. Их выявляют и устраняют в первую очередь.
Ручное исправление
Обновление значимых ссылок или малое количество проводят в ручном режиме. Заходят в код страницы и обновляют информацию.
Однако при большом количестве «битой» информации, этот способ приводит к ощутимым временным затратам.
Настройка перенаправлений
Подходит для массового устранения ссылок на неработающие страницы. Кроме того, этот метод зарекомендовал себя для страниц, которые недоступны временно, например, отсутствующие товары в интернет-магазине. Перенаправление позволяет сохранить страницу для последующего использования без потери рейтинга и репутации.
Сложность: при наличии значительного количества переадресаций внутри интернет-ресурса, поисковый бот обратит внимание и снизит рейтинг. Соблюдайте баланс.
Удаление
Метод удаления применяют, когда нет варианта восстановления ссылки, например, при изменениях на сторонних сайтах. Однако хоть метод и прост, но удаление ссылки — это уменьшение ссылочного веса, а значит, пусть малое, но снижение поискового рейтинга.
Поэтому также следует уделять внимание, на каких страницах размещена ссылка и какой «вес» присвоен.
Резюме
Битые ссылки — проблема для интернет-ресурса. Не следует относиться к ним легкомысленно, даже при малом количестве. Доступные сервисы позволяют выявлять и устранять на ранних этапах до того момента, как возникнет раздражение пользователей или упадут показатели ранжирования и индексирования у поисковых ботов.
Кроме того, эта процедура входит в стандартизированный пакет оптимизации и повышения юзабилити интернет-ресурсов, о чем писали неоднократно.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс регулярно проверяет интернет-ресурсы, находящиеся на соответствующей поддержке, на наличие битых ссылок и предлагает варианты по устранению.
С нами можете быть уверены в работоспособности вашего интернет-ресурса как видимой, так и ссылочной.