Нейросети и SEO: зачем запрещают нейросетям доступ к контенту
4 мин.
Нейросети постепенно проникают и изучают массу сторон жизни человека. Пару лет назад функционал нейросетевых алгоритмов рядовому пользователю казался убогим и соответственно неинтересным. Сейчас же каждый третий, а то и второй, хотя бы один раз попробовал создать собственную картинку за счет запроса к нейросети или «поговорить по душам» с нейроботом.
Для бизнеса про доступный текущий нейросетевой функционал писали в этой статье.
Кажется, что в наличии позитив, но разберем глубже так ли это на конкретных ситуациях.
Взаимодействие поиска и нейросети
Типовое современное взаимодействие нейроалгоритмов со среднестатистическим пользователем происходит в области визуальных решений. Однако в последний ряд месяцев компания Яндекс подключила и продвигает собственный механизм «Нейро» — YandexGPT.
Принцип его действия основан на выдаче «умных» и коротких результатов в поиске. Программа анализирует массу источников и выдает собственный итог, который кажется наиболее удовлетворительным исходному запросу. При этом теряется необходимость посещать интернет-ресурс с источником информации. Достаточно прочитать ряд нейроответов для получения суммарного представления.
Яндекс указывает, что подобная информация содержит неточности и не претендует на достоверность 100%. Однако в массе случаев это ни на что не влияет.
Для рядовых пользователей это привлекательно, ведь экономит время на получении ответа на искомый вопрос. Даже при наличии малого процента недостоверности в большинстве случаев в текущих вопросах ей пренебрегают. Да и не так часто пользователю требуется развернутый и подробный ответ.
Для бизнеса подобная ситуация становится угрожающей. Ведь даже при отображении на странице поиска информации с сайта, перехода на него нет. Не возникает у пользователя потребности. Подобные же переходы — основа для SEO-продвижения. Ведь переход — это:
- пользовательский трафик;
- приход потенциальных лидов;
- пользовательская активность;
- часть рекламной кампании и проч.
Таким образом, нейросеть отсекает позитивную для компании составляющую.
Ряд пользователей воскликнут, что механизм «быстрых ответов» Яндекс предоставляет результаты уже длительное время и проблем для интернет-ресурсов не возникало.
На деле сравнивать утопично. Ведь быстрый ответ — это конкретная цитата материала, который мотивирует на переход при наличии соответствия. Нейроответ же самодостаточен и лишен источника. Использует контент компании, но в итоге мешает посещению ее сайта. Ведь необходимость пропадает.
Проблемы возникают не только с использованием ресурсов контента без отдачи, но в том, что повышается нагрузка на сервер за счет посещения нейросетевыми ботами. Если же сайт перегружен и пользователи испытывают раздражение этим фактом, то еще скорее покинут сайт и не захотят возвращаться. Правда, это больше характерно для информационных интернет-ресурсов или сайтов, которые содержат массив информации по разнообразным тематикам. Например, для того же Яндекс.Дзена нейропоиск запрещен.
Механизм сокрытия
Современные маркетологи крупных компаний, видя подобные ситуации, предпочитают сделать запрос на исключение информации интернет-ресурса из нейросетевого поиска для генерации контента.
Отключить подобную индексацию несложно. В популярных CMS в наличии файл robot.txt, который как раз отвечает за взаимодействие с поисковыми ботами. В нем проводят заданные изменения.
Алгоритм отключения сайт из варианта нейроиндексации контента:
- В корневой папке интернет-ресурса откройте файл robot.txt.
- Закройте для ботов доступ конструкцией:
User-agent: ***
Disallow: /Вместо звездочек прописывают конкретного нейросетевого бота:
- для YandexGPT — YandexAdditional;
- для ChatGPT — GPTBot;
- для VertexAI — Google-Extended.
- Сохраните изменения в файле robot.txt.
С этого момент контента интернет-ресурса для индексации нейросетью недоступен.
К сожалению, если алгоритм уже анализировал и использовал информацию, то заставить его «забыть» не получится. Действие только на текущий и будущие варианты публикуемого контента.
Заключение
Запрещение нейросетевым ботам доступа к контенту интернет-ресурса по сути защищает его интеллектуальную собственность в области информации компании. Негативное влияние на трафик не возникнет, но и позитива организация не получит.
Справедливости ради упомянем, что для отдельных сайтов подобные нейроботы как раз позитивная необходимость. Например, масштабные контентные сайты с множеством статей популярны в узких кругах специалистов. Нейромеханизм позволяет улучшить читабельность и информативность для рядовых пользователей сети Интернет. В отдельной мере сайт станет популярней и трафик вырастет. Это плюс для SEO.
Кроме того, в наличии для непопулярных сайтов вариант проявиться в поиске, обогнав продвинутых конкурентов при значимом соответствии контента запросу человека.
Таким образом, отдельные категории интернет-ресурсов получают выгоду при использовании нейропоиска. Правда, как правило, они не про бизнес.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс рекомендует проанализировать владельцу бизнеса собственный интернет-ресурс на проблемы при применении клиентами нейросетевого поиска. Вариантом становится изменение файла robot.txt, как описано выше, и сравнение маркетинговых показателей и иных SEO-маркеров. Если видите позитивную разницу при ограничении, тогда это подходящий вариант. Мы в свою очередь поможем вам реализовать каждый из требуемых сценариев.
С нами ваш интернет-ресурс всегда получает высокие SEO-показатели!