Разбираем правила рекламы с точки зрения закона
4 мин.
Давно прошли благословенные для человека времена, когда реклама не доносилась «из каждого утюга». Реклама размещена на уличных стендах и баннерах, на транспорте, в печатном виде, на разнообразных интернет-ресурсах в сети Интернет, в социальных сетях, на радио и проч. В наличии масса каналов трансляции, что в физическом, что в виртуальном плане.
Пользователи надежно выработали «рекламную слепоту», которая позволяет смотреть рекламные видео и не видеть их. Однако рекламодатели вновь и вновь запускают промо, ведь пусть сознание и «отключено», но подсознание впитывает. Значит, реклама работает.
Видя такое повсеместное распространение, закон не остается в стороне, а регулирует количество и качество подаваемого рекламного материала. Это способ защитить людей от опасного или агрессивного контента. В наличии Федеральный закон «О рекламе» — N 38-ФЗ, который определяет границы, доступные рекламодателям и степень наказания за пересечение.
Термины и определения
Для того чтобы понять, как регулирует рекламу закон, разберемся в терминах, принятых на государственном уровне.
Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Заказывает рекламу рекламодатель. Он дает заказ на рекламу и отслеживает результаты. Далее рекламу создает рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Изучают рекламу потребители рекламы.
Согласно определению одна и та же информация в разных условиях и подаче как является рекламой, так и нет. Например, если человек пересылает рекламное видео другу, то это не реклама, а вот массовое распространение — уже реклама.
Запрет на рекламу
Большинство товаров и услуг рекламируют беспрепятственно, соблюдая лишь меру и здравый смысл. Однако прямые запреты в наличии.
К запретным темам рекламы относят:
- популяризацию и привлечение внимании к табачной продукции, вейпам;
- рекламу наркотических веществ;
- продажу вооружения различного типа;
- услуги интимного характера;
- размещение призывов к насилию, травле;
- оскорбление, унижение или иной способ негативного представления продукции конкурентов;
- обман и заведомо недостоверная информация и проч.
Также современный закон запрещает размещать главную информацию мелким шрифтом, выносить недостоверную информацию о цене, а также использовать иностранные слова без перевода. Последнее — нововведение. Теперь термины на других языках в обязательном порядке расшифровываются тут же, таким же размером текста, как и в основной информации.
Большинство проблем с рекламой возникает даже не при рекламе продукции, которая указана запрещенной, а при попытках внесения элемента юмора или двойного (регулярно пошлого) смысла. С одной стороны рекламодатели тщательно проверяют, чтобы «пройти по грани». С другой — регулярно встречаются люди, не замечающие «двойной смысл», а заявляющие на откровенность или неэтичность информации. По статистике такие обвинения закон признает и налагает массу штрафов на рекламодателей.
Штрафные санкции
Главное: инструментом наказания организация при нарушении рекламного законодательства — штраф. Причем размер определяется не только, исходя из типа правонарушения, но и статусе рекламодателя. Так должностным лицам, ИП или аналогичным бизнес-образованиям назначают штрафы до 20 тыс. руб., а организациям — до 500 тыс. руб.
Причем учитывается и временной фактор. Чем больше времени прошло с момента вынесения штрафа до его оплаты, тем выше вероятность получить увеличение расходов и новые штрафные санкции.
Регулярно за первые незначимые нарушения даже компании отделываются символическими расходами или даже «внушением». При повторном и систематическом нарушении — штрафы изначально на порядок выше.
Что соблюдать
Первым требованием к законной рекламе становится ее маркировка в обязательном порядке. Это «первая линия обороны», которая позволяет в короткие сроки выявить типичные грубые нарушения и проблемы.
Далее изучают и находят подходящие разделы в:
- ст. 6 38-ФЗ «О рекламе» — реклама для несовершеннолетних;
- ст. 7, 21 38-ФЗ «О рекламе» — перечень запрещенной к рекламе продукции;
- ст. 24, 25, 27, 28 38-ФЗ «О рекламе» — перечень продукции и возможные рекламный статус;
- 436-ФЗ «О защите детей» — ограничения в рекламе для просмотра детским населением, запреты в конкретных случаях на рекламу эротических товаров и услуг, воздействующую на психику информацию и проч.
Отдельно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представляет подборки спорных рекламных случаев с разъяснениями конкретных решений.
Резюме
Законодательство в области рекламы проработано в достаточной степени, чтобы с одной стороны не ограничивать креативных маркетологов при условии работы с разрешенной продукцией, с другой — жестко выделяет рекламу ненадлежащего стиля и содержания.
Закон регулярно дополняется и выходят официальные разъяснения, описываются конкретные спорные ситуации. Таким образом, профессиональный маркетолог в обязательном порядке регулярно изучает законодательство в рекламной области и отслеживает вносимые изменения. При необходимости это позволяет споро отредактировать запущенные или разрабатываемые рекламные кампании до того, как, попав под ограничения, организация потеряет репутацию и клиентов.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс внимательно отслеживает наполнение рекламного контента на интернет-ресурсах наших клиентов. При наличии проблемных моментов или обнаружении несоответствия, мы предлагаем конкретные способы изменения стратегии, с учетом законности.
С нами ваша реклама не только продуктивна, но и полностью соответствует законодательству!