Как взаимодействовать с раздражающим коллегой
5 мин.
Создание или нахождение идеального коллектива — мечта каждого человека. На практике это утопичная идея. Ведь конфликтные ситуации нет-нет да и возникают, даже между самыми близкими людьми. Да и подбирать сотрудников по характеру в ущерб рабочим качествам — бессмысленно.
Конечно, не берем в расчет ситуации, когда сотрудник становится «бедой» коллектива и не может ужиться с каждым. В такой ситуации единственный вариант — разойтись спокойно и без служебного скандала. Поговорим же о ситуациях, когда определенные качества человека не приветствуются в коллективе и вызывают раздражение.
Типы раздражающих коллег
Каждый человек в той или иной ситуации может стать «тем самым» раздражающим коллегой. Излишняя агрессивность или желание поболтать возникают спонтанно по ряду психологических и эмоциональных причин. Не считаем единичные «всплески», а учитываем лишь регулярно повторяющиеся ситуации между одним коллегой и остальными.
Итак, негативных коллег условно разделяют на следующие типы:
- агрессор;
- сплетник;
- гиперобщительный;
- брюзга;
- обманщик;
- сомневающийся.
Можно выделять типов большее количество или расписывать подтипы, но в стандартных рабочих ситуациях нет такой потребности. Достаточно работать по схеме для конкретной категории.
Общие правила поведения
Невзирая на то, с каким типом раздражения сталкиваетесь, механизм ответных реакций в общих чертах схож. Главное — не поощрять и сохранять спокойствие.
Конкретные шаги:
- Анализ ситуации.
При регулярном возникновении конфликтных ситуаций обратите внимание только ли с вами это происходит или подобное поведение коллега проявляет и в отношении прочих людей. Возможно это временное явление из-за личных неурядиц, которое пройдет. - Планирование действий.
Худшее, что делают при наличии проблемы, — игнорирование. Если конфликты возникают регулярно в силу личных качеств человека, то бессмысленно ждать изменений, портя нервы себе и окружающим. Подумайте, что можете изменить и как донести до коллеги суть недовольств в корректной и спокойной форме. - Диалог.
Конструктивный диалог — основа здоровых отношений в коллективе. Если выявили проблему и понимаете, как ее решать, то начните диалог с раздражающим человеком. Не стоит ждать, пока иной сделает за вас. Даже если вы не руководитель, который по умолчанию регулирует проблемы в коллективе, то откровенный и прямолинейный разговор тет-а-тет помогает в 80% случаев.
Тактика общения по типам проблем
Понимая стратегию взаимодействия с раздражающими коллегами, разберем тактически, что делать с теми или иными категориями детально.
Агрессор
Агрессия — частое явление, которое возникает, как ответная реакция на раздражение или попытка защитить себя и собственную значимость. Если отсекаем личную агрессию из-за временных неурядиц и проблем, то получаем неуправляемого вспыльчивого человека, от которого непонятно чего ожидать.
Это опасное для коллектива явление, ведь приводит к нервным срывам психологически некрепких людей и созданию неблагоприятных ситуаций. В агрессивной атмосфере невозможно созидать. Каждое дело не ладится в эмоционально напряженном состоянии.
Общаясь с агрессором, помимо спокойствия требуется тщательно следить за фразами. Главное: не отвечать на агрессивные выпады. Если человек возмущается по поводу, например, поставленной задачи, то следует корректно объяснить, почему требуются его действия, а не оправдываться занятостью иных сотрудников. Также не следует напрямую указывать на агрессивное поведение, так как это только распаляет негатив.
Кроме того, учитывайте, что агрессору важна публичность, значит, корректней вести диалог тет-а-тет.
Сплетник
Посплетничать в той или иной ситуации может каждый. Однако у некоторых «разговоры за спиной» и «перемывание косточек» выходят на особый уровень. Человеку это психологически требуется, ведь с одной стороны это возвышает его над прочими, а с другой — наполняет существование некоторым смыслом и информацией.
В коллективе сплетники — настоящий бич, ведь становятся основой для негативных психологических конфликтов.
Главное: не потакайте и не поощряйте. Это тот случай, когда молчание и кивки поощряют человека. Пресекайте подобные рассуждения и разговоры. Ссылайтесь на то, что вам неинтересно или нет времени на разговор.
Если сплетни в коллективе расходятся в основном о вас, то в наличии два варианта выхода из ситуации:
- игнорирование;
- прямолинейный разговор для выяснения причин негатива.
Гиперобщительный
Не только сплетни с удовольствием рассказывают общительные люди. В наличии отдельные личности, которые живут общением. Им не важно, на какую тему вести диалог, да даже монолог, главное — выговориться другому. Это не плохие люди, а, как правило, жизнерадостные экстраверты, для которых отсутствие собеседника — пытка.
С таким коллегой следует ограничивать общение. Сошлитесь на занятость, проблемы с самочувствием или банально наденьте наушники и отсеките попытки принуждения к диалогу.
Брюзга
В наличии такой тип людей, которые постоянно недовольны. Причин масса: мороз, карканье вороны под окном, недостаточно вежливое письмо, косой взгляд и проч. Этакий ворчун в каждый момент.
Психологи отмечают, что в 90% случаев — это реакция на нехватку внимания. Чтобы нивелировать негативные проявления брюзги следует чаще обращаться к нему за советом, спрашивать мнения, озвучивать мелкие просьбы. Так коллега получает необходимую порцию внимания, а брюзжание снизится в разы или хотя приобретет оттенок позитивней.
Обманщик
В наличии такая категория людей как «потенциальный лгун». Эти люди физически неспособны говорить достаточный процент правды. Регулярно рассказывают, что «белое» — это «черное», перевирают факты или делают вид, что определенных событий или диалогов не было. Ситуации для коллег могут стать даже опасными, ведь руководитель не всегда понимает, где ложь, а где проступок.
Главное: с такими людьми сохраняйте спокойствие и критическое мышление. Не пытайтесь агрессивно доказывать факт лжи или неправоты. Спокойно приведите собственные аргументы, критически относитесь к тому, что говорят вам, а еще лучше — найдите союзников, которые позволят лжи противодействовать.
Сомневающийся
Не менее неприятны ситуации, когда коллега по 10 раз в день меняет свое мнение, постоянно сомневается в принятом решении или действиях своих и окружающих. Это существенно тормозит рабочий процесс и заставляет делить должностную обязанность, «размазывая» ответственность. Кроме того, это регулярно приводит к тому, что перед руководством человек подставляет коллег, ухудшая к ним отношение начальства.
Для избегания подобного следует рабочее общение переводить в письменный формат. Это не значит, что на каждое дело составляют четкое «техническое задание». Достаточно «набросать» небольшой план и получить подтверждение коллеги. В этом случае не сможет действовать иначе. Это не обязательство, а ваша страховка от негатива.
Заключение
Раздражающие коллеги встречаются в каждом коллективе. Повезло тем, для кого это лишь временное явление. Для остальных совет — не стоит сразу менять работу, если отношения с одним человеком не складываются. Обратите внимание на ситуацию, ищите выходы и мирные способы урегулирования разногласий. Видя прочную защиту, коллега отстанет.
Если же сами стали такой «белой вороной», то прислушивайтесь к тому, что говорят окружающие. Не игнорируйте, а анализируйте. Это способ построить здоровые рабочие отношения для развития профессиональной деятельности и компании.
Если вы руководитель, то обращать внимание на такие конфликты — прямая обязанность. Ведь негатив в коллективе отражается на рабочих функциях сотрудников, а значит, регулярно приводит к недовольству клиентов и партнеров.
Надеемся, что объяснили, как справляться с раздражающими коллегами и помогли в построении коллектива-семьи для развития бизнеса.