Изображения: как работают авторские права
2,5 мин.
Использовать фотографии товаров, взятые с сайтов-конкурентов или иных ресурсов, не приветствуется. Тем не менее недобросовестные компании регулярно использовали этот способ найти изображения, если бюджета на самостоятельную съемку нет. Кроме того, в наличии вариант использовать фотографии с официальных сайтов продукции, если компания является официальным дистрибьютором.
Крупные организации подобное «заимствование» себе не позволяют. Наоборот: выделяют полноценные и ощутимые бюджеты на создание уникальных снимков с последующей ретушью. Каждая компания в этом случае предполагает, что эти снимки останутся только в ее пользовании, что покажет клиентам серьезный подход к бизнесу и проч.
Отдельные организации используют размещение на изображениях водяных знаков. Ведь такие картинки на иных сайтах будут рекламой исходному интернет-ресурсу и убыток репутации разместившему. Хотя и в этом случае малые водяные знаки удаляют кадрированием или с использованием графических редакторов, а крупные и трудноудалимые раздражают пользователей.
Увидев собственные снимки, организация-правообладатель считает себя вправе потребовать компенсации и удаления, если изначально не получено разрешение. Однако такие ситуации возникали ранее.
В 2024 году политику размещения и использования изображений пересмотрели. Совет при суде по интеллектуальным правам (СИП) РФ 20 августа 2024 г. выпустил разъяснения, согласно которым изображение, которое содержит «только объективную и достоверную информацию об объекте съемки» не охраняется авторскими правами.
Таким образом, если организация проводит, например, съемку смартфонов для собственного интернет-магазина на стандартном белом фоне, то эти фотографии не станут ее собственностью. Подать в суд за их использовании сторонними сайтами не получится.
Чтобы фотографии стали «вашими», требуется творческий подход. Например, размещение аппаратов на тематическом или дизайнерском фоне, в интерьере, в руках у людей и проч.
В этом случае при возникновении ситуации, которая дойдет до суда, исходная организация доказывает права и факт творчества, а суд выдаст решение в ее пользу. Если же творчество доказать не удается, то изображение автоматически доступно каждому желающему.
Несмотря на то, что на текущий момент в арбитражные суды направлена масса исков по нарушению авторских прав на изображения интернет-ресурсов, но удовлетворение под вопросом.
Что делать в такой ситуации добропорядочному бизнесу — зависит от бюджета. Если в наличии финансовые, временные и творческие ресурсы на проведение фотосессий, то это путь с высокой репутационной отдачей. Если бюджета нет, то используйте собственные качественные изображения, но не рассчитывайте на их сохранность и охраняемость законом.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс не приветствует использование некачественных или чужих изображений. Это не даст плюса репутации и не повысит лояльность клиентов. Однако поисковые алгоритмы усложняются и постепенно смогут оценивать фотографии и по степени их первопубликации, как это уже происходит с текстовым контентом. Это значит, что получаем еще один способ повышения поисковых позиций, а не потери шансов и репутации на некачественном наполнении.
С нами ваш интернет-ресурс выглядит визуально продуктивным в каждом случае!