Фильтры - способ повысить юзабилити
5 мин.
Оптимизация — одно из главных требований для интернет-магазинов. Причем, чем обширней ассортимент, тем критичней это значение. В наличии масса страниц товаров, которые в отдельных ситуациях даже дублируют друг друга. Причем таких дублей и усложнений карты сайта возникает масса, когда в дело вступают маркетологи, ведь для продвижения выделяют набор посадочных страниц.
Объемный каталог выдает массу вариантов и решений, которые работают как высоко-, средне- и даже низкочастотные запросы. Причем последние, несмотря на низкий процент вводов, дают ощутимый прирост лидов.
Получается, что для плодотворного продвижения требуется массив однотипных страниц, которые засорят карту сайта и негативно повлияют на юзабилити интернет-магазина. Для избегания описанных ситуаций используют механизм фильтрации информации по набору параметров.
Фильтр — продуктивный механизм для решения массы задач. Однако корректная настройка требует работы профессионала. В противном случае получаете невнятный процесс, который на порядок усложняет работу с ресурсом.
При реализации механизма фильтрации веб-программист опирается на следующую информацию:
- выбранные параметры — цвет, размер, производитель, материал, стоимость (в т. ч. интервал) и проч.;
- способы сортировки — по популярности, по алфавиту, по стоимости и проч.;
- объем товаров и их разделов и подразделов, которые требуется охватить.
Корректно объединить это в единый механизм удается путем ряда манипуляций.
Проблемы фильтров
Выше упоминали, что корректную работу фильтра настраивает профессионал. Дело не в том, что требуется навык в обработке и систематизации ощутимых объемов информации. Каждый интернет-ресурс получает условно уникальный фильтр, который перенести на другой сайт, даже с учетом изменений, не получится. Ведь требуется учесть:
- специфику товаров конкретного интернет-магазина;
- количество критериев поиска;
- техническую реализацию сайта и каталога в нем;
- количество и вариации товаров и проч.
Причем последний пункт ощутимо усложняет работу. Ведь одно дело, если пользователь пытается найти смартфон по заданным параметрам, тогда ему предоставляются модели. В другом же случае, например, при выборе кардигана критичным параметром для вывода становится цвет, даже при условии одной модели.
Таким образом, формирование фильтра — многокомпонентный процесс. Пройденный некорректно или поверхностно, приводит к следующим ошибкам и негативным ситуациям:
- рост скорости загрузки страниц, особенно при выставлении массы параметров в фильтре;
- проблемы с добавлением товаров в каталог, чтобы учитывался полный спектр вариантов критериев фильтрации;
- дублирование страниц с результатами, что снижает общий параметр юзабилити и скорость работы интернет-ресурса.
Варианты реализации
Несмотря на специфичность, в наличии ряд приемов, которые ощутимо повышают продуктивность результата создания фильтра для дальнейшего использования:
- Статичный URL.
Этот способ позволяет при относительно малом наборе параметров фильтра страницы результатов выводить в едином виде с конкретным адресом. Как правило, такой URL настраивают таким образом, чтобы выводимый адрес имел человекопонятный (ЧПУ) вид. Это позитивно воспринимается как людьми, так и — что важнее — поисковыми ботами. - Get-параметр.
В таком варианте в адресе страницы до фильтра добавляется часть со знаком вопроса «?». Так получают набор динамических URL, которые подстраиваются под каждый конкретный запрос пользователя. Это негативный вариант, ведь как раз это путь в генерации массы страниц с непонятными адресами, страниц-дублей и проч. - Механизм AJAX.
Этот способ основан на применении Java-script и подразумевает опять же удлинение исходного URL страниц фильтра, но за счет уже массы параметров, которые ощутимы по длине и нечитаемы на 95%. В этом случае не только пользователи не поймут, что получилось в адресной строке, но и поисковые механизмы не проиндексируют подобные варианты. В итоге SEO-продвижение ощутимо пострадает.
Алгоритм создания фильтра
Итак, мы выяснили, что для маркетинговой составляющей продуктивен лишь один вариант фильтра — со статичным URL. Рассмотрим, как его создают.
Создание набора статичных вариантов
Принцип формирования набора статичных ЧПУ схож с созданием семантического ядра для SEO-продвижения. С помощью специализированных программ и утилит, например, Яндекс.Вордстат, формируют фразы, которые позитивно воспримут пользователи и поисковые боты. Подбирают набор таких вариантов и их модификаций, а зачем вычеркивают лишнее, оставляя только продуктивное.
При наличии ряда схожих вариантов их объединяют по главному признаку в один, чтобы не «плодить сущности».
Перекрестные ссылки и перелинковка
Так как одна из главных проблем фильтров — дублирование страниц, то вариации схожих страниц настраивают в едином отображении, т. е. с использованием механизма перелинковки и перекрестных ссылок. Причем приоритет отдают страницам разделов и подразделов, затем главным параметрам фильтра, а после отсекают дублирование информации за счет, например, ввода тех же параметров фильтрации, но в разных последовательностях.
Отдельно рекомендуем значимые для пользователей и продвижения комбинации фильтров выносить в виде страниц в карту сайта или меню каталога.
Настройка иерархии
Продолжением предыдущего пункта становится формирование значимости параметров друг относительно друга. Единого правила для проставления приоритета нет. Так одни интернет-магазины, продающие, например, мобильные телефоны, выставляют последовательность «Бренд — Стана — Цвет», другие ставят на первое место «Страну», а третьи вообще «Тип операционной системы».
Отдельно отслеживают, чтобы страницы фильтра не содержали дублирование параметров в случае их последующего ввода. Порядок иерархии един и в случае ввода уже введенных параметров происходит переформирование страницы, но не ее дополнение.
Настройка индексации
Поисковый бот, проводя индексацию интернет-ресурса, проходит по массе страниц. При этом количество доступных страниц ограничено. Для масштабного интернет-магазина в наличии ощутимая вероятность, что бот до фильтра не доберется. Поэтому настраивают индексацию значимых фильтр-страниц через файл robot.txt.
Приоритет отдают фильтрам первого и иногда второго уровня, т. к. избыточная конкретизация лишена смысла.
Отдельно в ряде случаев выделяют в индексацию страницы с малым набором пересекающихся параметров. Например, для одежды это выбор 2–3 схожих цветов.
Добавление метаданных
Страницы фильтра в обязательном порядке нуждаются в корректных метаданных. Alt, title и проч. параметры настраиваются аналогично правилам для заполнения посадочных страниц. В этом отличия фильтра и иных страниц отсутствуют.
Ограничения
Последние исследования показывают, что страницы фильтров не оснащаются текстом. Подобная информация становится излишней. Указания набора параметров достаточно для пользователей и корректной индексации ботом.
Резюме
Фильтр — это продуктивный инструмент для повышения юзабилити и участия в SEO-продвижении. Ведь это способ заранее выявить заинтересованных пользователей — потенциальных лидов, а также привлечь в стратегию продвижения перспективные низкочастотные запросы. Хотя и не забывайте, что посадочные страницы категорий или иных подразделов получают больший вес, чем фильтр-варианты.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс работает с фильтрами с самых первых лет деятельности. Наши сотрудники прошли долгий путь в изучении механизмов работы и способов реализации для них. С уверенностью утверждаем, что наши веб-разработчики — профессионалы, которые справятся в созданием фильтров любой сложности. Координация же работы с маркетологами дает ощутимый плюс при планировании, внедрении и подстройки кампании по продвижению.
С нами ваши товары легко найти как клиенту, так и боту!