Борьба с «белым листом»

Время прочтения6 мин.

Представители творческих профессий знают, что начинать каждое дело при отсутствии вдохновения или «творческого зуда» проблематично. В голове либо ни одной идеи, либо наоборот такая масса, что не знаешь, с чего начать. В итоге сидишь перед «белым листом», который так и остается незаполненным.

Новичок в этом случае судорожно ищет идеи, а профессионал — действует, тем самый преодолевая «белый лист».

Разберем подробно, что такое страх «белого листа» с психологической точки зрения и опишем ряд методов для его преодоления для профессии копирайтер.

Термины и определения

Психологи уверяют, что страх «белого листа» возникает у каждого представителя творческих профессий как минимум раз в 3 года. Психоэмоциональные циклы навыков при работе в пределах одной области за этот период позволяют перейти на «новый уровень», а это — кризисный период. Имеющиеся знания и умения «пасуют» и новые дела ставят в тупик.

Страх «белого листа» — это психологический эпизод, связанный с началом нового дела (создание изображения, текста и проч.) и характеризующийся возникновением негативных эмоций, препятствующих конкретным действиям.

В этом состоянии человек раз за разом, например, открывает текстовый файл, чтобы начать писать и… ничего. Сидит перед чистой страницей, не выводя ни единого символа или вводя, но тут же стирая.

Изучая это явление глубже, психологи пришли к выводу, что исходные причины подобного состояния восходят к поведению людей еще в первобытном мире. Это модификация страха встречи с новым и неизведанным. По умолчанию для выживания это сигнал к опасности и отступлению. Сейчас риски не те, но механизм уже находится в подсознании. Со временем, перейдя из рационального в иррациональное состояние, подобный страх в голове человека переплетается с боязнью начинания каждого нового дела. Даже при наличии навыков и опыта, кажется, что ждет провал или неудача. Да и чем больше багаж знаний, тем больше осознаешь, сколько проблем и ошибок возникнет.

Причины и преодоление

Психологи считают, что если страх человека начинает мешать жизни или работе, проявляется все чаще, то в нем следует разобраться. Условно «нырнуть в страх», чтобы изменить сознание и подход и выйти из-под его контроля. Поэтому разберем причины и позитивные реакции на них для борьбы со страхом «белого листа».

Ожидание провала

Первая и главная причина страха в каждом начинании в том, что написанный текст не достигнет поставленной цели, а вызовет отторжение и негатив у целевой аудитории. Чем больше этот и подобные вопросы занимают человека, тем проблема кажется глобальней.

Такая вероятность в наличии. Однако нет пути без провалов и ошибок. Нырнув в этот страх, представьте, что провал уже произошел и как бы поступили. Предположим, что создали текст, который забраковал маркетолог или вызвал негатив у клиентов. В наличии вариант отредактировать, внести правки или даже полностью переписать по новым вводным. Если это единичная ситуация, то урон для репутации хоть и будет, но малый. Вот при повторении из раза в раз меняйте подход, осваивайте новые техники и знания и проч.

Единичные провалы возникают даже у признанных профессионалов в силу внешних причин, даже при публикации идеальных текстов.

Проработав негативный сценарий, также подсознательно выстройте позитивную картинку и держите ее в голове, для подкрепления положительными эмоциями в процессе работы.

Так, определив «крайние точки», подсознательно напряжение негатива снижаете и упрощаете начало действий.

Ожидание негативного общественного мнения

Угодить каждому одной работой невозможно. Даже с учетом, что текст пишется для узкой целевой аудитории, люди разные. Если пишете текст с рекламой товаров для женщин, то бессмысленно расстраиваться из-за негативной или уничижительной критики со стороны мужчин.

Опять же рассмотрим наиболее негативный сценарий: целевые женщины гневно пишут комментарии и отзывы в сторону организации и автора. Неприятно — да. Но рассмотрите этот процесс, как получение обратной связи. Таким образом, прорабатываете вариант написания для лучшего соответствия требованиям потребителя. Печально, что не удалось с первого раза, но коррекция и опыт улучшат ситуацию на будущее.

Ожидание низкого уровня результата

Копирайтерам регулярно тяжело писать при столкновении с новой темой, в которой нет знаний и опыта. Однако по роду деятельности это типовое состояние. Даже наоборот: писать тексты только по одним схожим темам быстрее приводит к профессиональному выгоранию, чем работа над разным материалом и регулярное освоение нового.

В этом случае цель — преодолевать себя и повышать навык и умения, а не прокрастинация текущего момента. Если выходит плохо, это показатель, что хуже уже некуда, значит, дальше путь только «вверх».

Недостижимость идеала

Это типичная проблема для перфекционистов. Нет желания даже начинать материал, если понимаешь, что написать идеально не получится, а впереди ждут только собственные бесконечные правки и недовольство получающимся. Такое состояние отбивает охоту к началу.

В этом вопросе помогает только осознание не того, что идеал недостижим, а что его не существует. Даже в работе признанных профессионалов при желании находятся недочеты, поэтому каждый текст — уже успех. Провал — это отсутствие попыток, а идеал — это результат, удовлетворяющий заявленным требованиям.

Некомпетентность

Выше писали, что работать по написанию текстов только в пределах области знания невозможно. Поэтому параллельно возникает страх оказаться некомпетентным. Кажется, что даже при приложении усилий и повышения знаний и навыков по заданной теме, результат выйдет неудовлетворительный.

Поймите: среднестатистический пользователь вряд ли узкий специалист в конкретной теме. Значит, позитивней воспримет материал, который написан в такой же манере. Достаточно разобрать вопрос чуть глубже среднего, тогда и результат устроит.

Нет идей

Это нейтральная и преодолимая причина страха «белого листа». Нет идеи — возьмите любую. Рассмотрите массу материалов по заданной теме. Определите в ней интересную мысль или даже цитату и используйте, как начало. Далее попробуйте писать по принципу, что приходит в голову. Так, получив хотя бы 3–5 предложений, уже считайте позитивом, а не «белым листом» Дальше уже дело техники.

Психологические методики

Справившись с причинами, уже решите половину проблемы. Далее начинают непосредственно действовать последовательно по шагам.

Во-первых, для борьбы требуется «боевой» настрой. Конечно, в идеальном состоянии — вдохновение или творческий порыв. В проблемной ситуации рабочее настроение отсутствует, а значит, создавайте самостоятельно. Психологи рекомендуют рабочую атмосферу изначально наполнять деталями и предметами, которые создают ритуалы. Если такие приемы уже в наличии, то действуйте по привычной схеме, так велика вероятность появления настроения в процессе.

Во-вторых, позитивно зарекомендовал себя метод «от противного». Как известно, неприятные дела человеку свойственно откладывать напоследок. Значит, найдите такое дело, по сравнению с которым «белый лист» станет привлекательным.

В-третьих, используйте приемы концентрации. Представьте себя в роли известного автора, уверенного в себе мастера, словно пишете не вы, а он. Концентрация помогает также при переключении на определенную эмоцию. Например, азарт или даже злость. Регулярно отмечают, что, когда создаете настроение, первоначальный импульс появляется.

В-четвертых, если написать на чистом листе никак не удается, создайте условия максимального ничегонеделанья. Поставьте будильник на 5-10-15 минут и это время ничего не делайте. Не думайте, смотрите в одну точку и сконцентрируйтесь на этом «действии». Велика вероятность, что по прошествии времени станет скучно и начальный текст «пойдет».

В-пятых, отвлекитесь физически. Если написание буксует, то переключитесь на иное физическое дело, но мысленно пишите, составляйте текст. Регулярно продуктивные мысли приходят во время прогулки, уборки, мытья посуды или иного монотонного, но понятного дела.

В-шестых, помогает фрирайтинг с ограничениями или без. Как и при отсутствии идей, подходит пусть даже сумбурная, но запись «потока мыслей». Сделать внятный текст пусть и из хаотичного набора фраз — процедура проще, чем «белый лист». Если даже в том случае не удается сгенерировать информацию, то добавьте временное ограничение. Например, поставьте таймер минуты на 3 и честно пишите и концентрируйтесь это время, потом дайте себе достаточный перерыв. Потом еще 3 минуты и т. д. Периоды написания постепенно увеличивают.

В-седьмых, ставьте дедлайны. Не только те, которые устанавливает заказчик, но и собственные. Предположим, текст требуется через 4 дня, но знаете что у вас точно свободен только ближайший день, а далее, например, празднование дня рождения, поездка или иное. В условиях цейтнота пишется споро. При этом если не укладываетесь в срок, а реального дела нет, то заранее придумайте «наказание», которое способно мотивировать.

Резюме

Страх «белого листа» — естественное состояние для творческой личности. Копирайтеры, работая с массой текстов и информации сталкиваются с ним регулярно. Анализируйте собственное состояние, выявляйте причины и применяйте конкретные приемы — это поможет начать и не буксовать в процессе создания «шедевра».

Страхи в наличии в каждом случае, как и ошибки и проблемы. Пишите, пишите и еще раз пишите. Пусть это свободный поток мыслей на тему, но это уже начало и путь развития.

 Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности