Эмоции и маркетинг
4 мин.
Эмоциональный мир человека глубок и обширен. Психологи и погруженные в эти вопросы люди способны в определенной мере влиять на людей, манипулировать сознанием и реакциями. В маркетинге — это прямой путь для повышения продаж.
Согласитесь, продукт, который вызывает эмоциональный отклик, «погружает в атмосферу» использования товара или услуги компании, навевает позитивные воспоминания и «откликается», с большей вероятностью приобретут. Разберем, какие эмоции позитивно использовать для развития бизнеса и в каком случае.
Виды эмоций
Отображать полный и подробный спектр эмоций человека — нетривиальная задача. В наличии масса вариаций и «оттенков», которые проявляются в отдельных ситуациях и у разных людей, даже в схожих условиях.
Поэтому логично использовать упрощение и сильные эмоции, которые регулярно превалируют над иными:
- радость;
- влюбленность;
- безопасность;
- страх;
- жадность;
- вина.
Отдельно отметим, что в жизни регулярно не встречаются «чистые» эмоции. Как правило, в наличии симбиозы из двух, а иногда и трех. Тем не менее, работать продуктивно по одной основной, с отдельными подключениями прочих.
Учитывайте также время приложения эмоций. Ведь одни состояния позволяют привести к импульсивной покупке, а другие работают через отсрочку, т. е. представление получения позитивного опыта или исключения негативного после покупки товара или приобретения услуги.
Не так доступно и выбрать между позитивным и негативным эмоциональным стимулом. Ситуации индивидуальны и определяются конкретными целевыми группами аудитории.
Конкретные стратегии
Основание — радость
Радость — это пример позитивной мотивации на импульсивные покупки. Человек в текущий момент испытывает положительную эмоцию и параллельно уже проецирует ее на будущее.
Частота использования в рекламе на текущий момент привела к тому, что для применения этой эмоции требуется нестандартный подход. Как в небезызвестной рекламе про «радость вкусовых сосочков». Творческие решения, проверенные предварительно на фокус-группах, приводят массу клиентов и дают заданную степень удовлетворенности при использовании.
Хотя в этом вопросе требуется и проявить осторожность. Ведь явное не подтверждение ожидаемой радости приводит к разочарованию, а значит, подсознательному раздражению по отношению к компании и ее продукции.
Основание — влюбленность
Влюбленность и любовь — многогранные эмоции. Они затрагивает как отношения между двумя конкретными людьми, так и семейное положение и традиции, отношение к детям и родителям. Тесно связаны с заботой и вниманием.
Поэтому подобные маркетинговые кампании изобилуют стандартными приемами, используемыми на протяжении десятилетий, но неизменно срабатывающими. Ведь каждый родитель «заботится о ребенке», влюбленный стремится «порадовать половинку» и проч.
Основание — безопасность
В этом случае речь идет об одной из базовых потребностей человека. Причем вариативность распространяет вопросы безопасности на массу сфер жизни:
- безопасность жизни;
- безопасность семьи;
- безопасность дома;
- безопасность карьеры и проч.
В противном случае человек теряет уверенность в себе и будущем, испытывает регулярный стресс и волнение в попытках обезопаситься. Выстроенная корректно рекламная компания это ощущение создает. Например, «Свежее дыхание с нашим ополаскивателем — ваша сила и уверенность при общении на работе».
Основание — страх
Страх — мощный мотиватор на действия. Как правило, это индивидуальный ответ на ситуацию, имеющую негативные для человека последствия.
В таких случаях в рекламе появляется следующее:
- показ негативного опыта людей, использующих иные товары или услуги, причем в преувеличенном ключе («У Саши кнопочный мобильный телефон, поэтому его не принимают на крутых тусовках»);
- демонстрация якобы негативных последствий («Не воспользуетесь скидкой сейчас, больше не получите выгодных условий»);
- демонстрация будущих проблем («Запишитесь на массаж сегодня — не будет болеть спина через 5 лет») и проч.
Корректно выстроенное нагнетание ситуации обманывает сознание пользователей и вызывает веру в мнимые и даже невозможные страхи. Это порождает подсознательное, да и сознательное беспокойство, а значит, подталкивает к покупке «на всякий случай».
Основание — вина
Чувство вины довлеет над каждым человеком. Современное общество и политика в целом направлены на управление сознанием за счет навязывания вины, а иногда и в сочетании со стыдом. Но даже «в чистом виде» — это сильная эмоция, которая легко распаляется.
Способы маркетингового давления:
- демонстрация негативных последствий («Улучшай себя, делай регулярно наш массаж, а то твое тело страдает»);
- навязывание сравнений и идеалов («Каждый прогрессивный человек уже приобрел последнюю модель iPhone, а ты — нет»);
- транслирование негатива при бездействии («Не покупаешь новую интерактивную игрушку — твои дети не обретут популярность среди сверстников») и проч.
Основание — жадность
Это регулярное стремление людей к накоплению, получению того, чего нет у других «и побольше».
В маркетинге проявляются привычными акциями:
- «Заплати за два товара, а забери три»;
- «Дополнительные бонусы при покупке на заданную сумму»;
- «Подарки при вторичной покупке в заданное время» и проч.
Резюме
Использование эмоций для маркетинговых кампаний по продвижению и рекламе — позитивная стратегия. В корректном ключе это проходит сквозь фильтр логики и действует на импульсивность и подсознание.
Главное: корректно разграничить целевую аудиторию на группы и давать точечно рекламу для подходящих категорий. Это позволит попасть в цель, а не показаться смешным.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс тщательно работает над подбором рекламных лозунгов и формированием подходящих ключевых эмоциональных запросов под ту или иную продукцию и рекламную кампанию. Наши специалисты — профессионалы, которые позволяют получить максимальную отдачу и отзывчивость среди ваших клиентов.
С нами каждый маркетинговый ход попадает в цель!